Обратная связь Обратная связь

Реставрация насаждений

Необходимость и возможность восстановления памятников садово-паркового искусства. Необходимость восстановления ценных парковых ансамблей и усадеб диктуется рядом обстоятельств. Прежде всего они являются памятниками садово-паркового искусства, свидетелями истории и составляют неотъемлемую часть общего исторического наследия нашего народа. Кроме того, они играют важную роль в формировании исторического и художественного облика наших городов и музейных комплексов. Композиционно-пространственное построение, архитектурно-художественное решение и воплощение делают значительную часть этих насаждений истинными произведениями искусства и характеризуют как уровень развития садово-паркового искусства в России, так и талант их создателей.

К тому же большинство этих памятников является одновременно составной частью и существует в едином комплексе с памятниками архитектуры, которые утрачивают часть своей ценности без присущего им паркового обрамления. Многие из них представляют собой удивительные образцы сочетания искусственных сооружений с естественной природой и включают уникальные элементы природного ландшафта, также требующие сохранения. Часть парков сохранила первоначальные насаждения деревьев-долгожителей.

Большинство парков создано на территории нашей страны в XVIII—XIX веках и к настоящему времени утратило большую часть насаждений, в значительной степени изменило свою пространственно-композиционную организацию и коренным образом свое функциональное назначение и форму использования.


Значительное место среди памятников садово-паркового искусства занимают и парки, входящие в состав мемориальных комплексов и требующие сохранения в силу этой принадлежности.

К памятникам садово-паркового искусства в настоящее время могут быть отнесены и наиболее интересные и известные объекты зеленого строительства советского времени, например Центральный парк культуры и отдыха им. Горького в Москве, насаждения Марсового Поля в Ленинграде и др.

Одновременно одной из главных причин необходимости восстановления и сохранения подобных объектов является и то, что почти все насаждения этого типа в городах входят в состав насаждений общего пользования и используются как территории музеев, санаториев, больниц и других учреждений и выполняют большую функциональную нагрузку, в частности в качестве мест массового отдыха трудящихся и объектов туризма. Без реставрационных и реконструкционных работ они не могут быть приспособлены к выполнению новых функций в системе озеленения города, теряют декоративность и распадаются.

Территории отдельных памятников садово-паркового искусства расчленены, находятся в ведении различных, иногда многочисленных организаций, хаотично застраиваются, не обеспечены надлежащим уходом, находятся на грани исчезновения и могут быть полностью утрачены в ближайшем будущем, если не предпринять экстренных мер к их сохранению и восстановлению.

Одной из таких организационных мер является выявление и постановка на государственную охрану объектов садово-паркового искусства. Они могут быть учтены как памятники садово-паркового искусства на уровне республики, края, области и даже страны, в этом случае на них распространяются соответствующие охранные законодательства и положения. Парки также включаются в существующие системы музеев или курортов, что позволяет регулировать посещение и создать условия для их сохранения.

Проведение реставрационных работ обосновывается целым рядом объективных факторов: художественно-исторической ценностью объекта, его уникальностью; необходимостью создания единого ансамбля паркового насаждения с памятниками архитектуры, истории, культуры, значением последних в национальном общенародном достоянии; существованием объекта по его историческому адресу; возможностью выполнения научно обоснованных реставрационных работ; отсутствием кардинальных ландшафтных, визуальных и территориальных изменений; степенью урбанизации и загрязнения окружающей среды и др.

Целесообразность реставрации обосновывается и соответствием ее общим социальным планам развития района размещения памятника, туристско-экскурсионного, лечебно-оздоровительного использования и т. п.

В рамках данного справочника в целях унификации названия и упрощения изложения все насаждения, имеющие историческую, художественную, мемориальную и другую ценность и требующие восстановительных (реставрационных) работ, называются «памятниками садово-паркового искусства» (ПСПИ), если текст не требует введения более определенного термина.

В тех же целях в дальнейшем для всех видов работ с ценными парковыми насаждениями будет употребляться термин «реставрация», несмотря на то, что зачастую речь может идти о более сложных явлениях, которые одновременно могут являться и реставрацией, и реконструкцией, и адаптацией, и восстановлением.

По теме:

Классификация памятников садово-паркового искусства

Методика реставрационных работ и проект реставрации

Требования к работам по реставрации и содержанию насаждений

Проект подготовили студенты - Института Дизайна и Графики - Москва, М. Власьевский пер., 5. 2009 год.