Обратная связь Обратная связь

Озеленение как средство формирования архитектурно-художественного своеобразия населенных мест

Архитектурно-художественный облик города, как и качество его среды, во многом зависит от количества и качества озелененных территорий, находящихся в его пределах. Парки, скверы, сады создают возможность для организации полноценного отдыха городских жителей, благотворно влияют на их психологическое состояние. Неоднократно отмечалось, что жители города оценивают его более высоко, когда в нем достаточное количество хорошо ухоженных озелененных территорий.


В ландшафтной архитектуре существуют концепция о необходимости сохранения естественных насаждений и концепция, основанная на противопоставлении паркового ландшафта урбанизированному окружению. Она отличается от предыдущей тем, что отказывается от задачи воссоздания облика естественной среды. Главное в ней — изобразительная сторона ландшафтной архитектуры; основная цель—создание идеализированного ландшафта (имеющего реальный прообраз или полностью созданного воображением художника).


Определенным недостатком ландшафтных композиций этого типа является излишне дробная, измельченная планировка. Серия миниатюрных замкнутых пейзажных композиций, объединенных лишь «сценарием» восприятия, находятся в противоречии с гигантским масштабом окружающего города.

Существует также концепция, связывающая пространственную структуру насаждения с рельефом. Рельеф в этом случае является «каркасом» ландшафтного сооружения и в экологическом, и в композиционном отношении. Архитектурно организованный рельеф определяет, с одной стороны, микроклиматические характеристики участка, распределение воды и, следовательно, состояние растительности, с другой — объемно-пространственную структуру озелененного пространства, видовые точки — бассейны видимости. В свою очередь, насаждения выявляют объемную структуру рельефа.

Наконец, в современной ландшафтной архитектуре существует и концепция своеобразного «функционализма», основанная на представлении о том, что главным для озелененных территорий являются высокая степень благоустройства и высокий уровень эксплуатации. Эта концепция сложилась в условиях быстрого освоения территорий в современном процессе урбанизации. В практике градостроительства на се основе решаются многие острые вопросы благоустройства; она в наибольшей степени приспособлена к современному индустриальному строительству при высокой механизации всех операций.


В эстетическом плане эта концепция основана на сравнительно новом явлении — современных «инженерных» ландшафтах, созданных (впервые в истории) не руками человека, а мощной строительной техникой.

Краткий обзор показывает, что существующие концепции в ландшафтной архитектуре во многом противоположны по своему пониманию задач пространственной организации городских насаждений. Но они не исключают друг друга и в современной практике: сосуществуют, иногда даже в пределах смежных объектов.


Наиболее полный эффект восприятия достигается только в тех случаях, когда в парковом ландшафте в целом соблюден единый архитектурный замысел.


Насаждения формируются как единый ансамбль. Архитектурный образ ландшафтного объекта является ведущим» компонентам ансамбля — главными и сопутствующими центрами важнейшими маршрутами или магистралями. Она должны четко выделяться на основном фоне. Каждый участок объекта должен входить в тот или иной ансамбль и решаться исходя из обшей композиции. Центр композиции может иметь различное конкретное выражение: в одних случаях — это здание, в других — парадная площадь и т. д. Все прочие элементы уступают композиционному центру по размерам, по оформлению, потому становятся соподчиненными. Композиционный центр в зависимости от местных условий и общего архитектурного замысла может быть размещен у входа, и в глубине участка, в геометрическом центре территории. Может возникать и несколько композиционных центров.


В архитектурном решении ландшафтного комплекса помимо центров композиции имеются композиционные оси, главные и второстепенные. Главная ось чаще всего совпадает с основным потоком движения и приводит к композиционному центру; второстепенные оси проходят параллельно или пересекают ее под углом. Композиционные оси — внутренний костяк архитектуры садово-паркового объекта, связывающий фрагменты территории в их последовательности.


Для достижения целостности композиции все композиционные центры и архитектурно-планировочные оси должны составлять единую пространственно-визуальную систему.
При создании каждого объекта важна согласованность композиции с природными условиями и планировочной ситуацией. Для решения этой проблемы надо владеть арсеналом средств и приемов обработки рельефа, воды, насаждений; необходимо исходить из общего представления о типе создаваемого ландшафта, о его соответствии природно-климатическим условиям.


Приемы ландшафтной архитектуры в городе тесно связаны с его функциональным зонированием, каждая зона ставит специфические задачи, как экологические, так и эстетические. Применяемые приемы для каждой функциональной зоны города варьируются в зависимости от природно-климатических условий, от общей градостроительной ситуации и ряда дополнительных факторов, что в конечном счете позволяет создать огромное разнообразие вариантов решений. Однако разнообразие приемов еще не обеспечивает создания индивидуального облика города. Решающую роль здесь играют исходные условия, которые постепенно во взаимодействии с развивающимся городом формируют единое и неповторимое целое.

Оптимальной можно считать такую систему озелененных территорий, которая наиболее полно отвечает потребностям города и одновременно приспособлена к природным условиям, в которых он расположен. Такая система должна позволять использовать как положительные, так и отрицательные свойства окружающей среды.

По теме:

Ландшафтная архитектура

Проект подготовили студенты - Института Дизайна и Графики - Москва, М. Власьевский пер., 5. 2009 год.